Кухня-это самое главное место в доме, его сердце. Именно здесь делятся важными новостями, отдыхают после работы и конечно готовят и принимают пищу.
Какие эмоции вызывает у нас стул или, скажем, кресло? Можем ли мы улыбаться, смотря на тот или иной предмет мебели, испытывать действительно положительные эмоции? Ответим смело – можем! И это не будет психиатрическим диагнозом или признаком чрезмерного оптимизма.
Увидев, например, знаменитое кресло Up дизайнера Гаэтано Пеше, просто нельзя остаться равнодушным.
Популярность мебели Пеше заключается в задорной детской непосредственности, которую люди утрачивают с годами. Дизайнер создаёт кресла с очертаниями женского тела, кресла-мантии и кресла-корсеты. В его коллекции есть вазы в виде оплавленных венецианских масок, столы-водоёмы и диваны-полянки. Функциональные предметы интерьера в его руках становятся ещё и чем-то вроде игрушек.
«Ирония провоцирует ощущения. Если при взгляде на стул люди улыбаются – это прогресс, потому что стул перестает быть просто удобным для сидения предметом мебели. Дизайн теперь не только вопрос комфорта, он превратился в развлечение, в способ думать и выражать себя. Современного человека со всех сторон одолевают проблемы, и если мы сможем привнести в нашу жизнь больше радости, больше ярких цветов, больше чувственности, определенно, мы станем счастливее.»
Дизайнер Гаэтано Пеше родился в 1939-ом году в небольшом итальянском городке Специя. В двадцать лет «определился» с профессиональным направлением в жизни – решил, что будет изучать в университете Венеции архитектуру и промышленный дизайн. И не прогадал. С 1962-го года маэстро занимается проектированием мебели. Он работал в Италии, Франции, Германии, Бельгии, Японии, Америке, Бразилии и – более чем успешно.
Специалисты в один голос утверждают, что Гаэтано Пеше еще сорок лет назад придумывал то, что и сейчас кажется фантастикой. Кстати, первый успех – и международная известность – к Гаэтано Пеше пришли вместе с созданием пенополиуретанового кресла под названием UP 5 для компании C&B Italia. Резиновое надувное кресло напоминало круглые женские колени, а мяч, одновременно служивший и пуфиком, и подставкой для ног, прикреплялся к креслу шнуром и при ударе отлетал на небольшое расстояние. «Это дизайн, в котором я выразил свой взгляд на женщину: поневоле она является пленницей самой себя, – рассуждал Гаэтано. – Мне так понравилась идея придать креслу форму женского тела с мячом у ног… Это традиционный образ пленника». Забавно, что эти кресла поступали к покупателям в сплющенном виде, но при вскрытии упаковки начинали – прямо на глазах! – обретать форму и объем, подвергая людей в состояние веселой паники.
Предложения «быть проще», обращенные к дизайнерам интерьеров, а также «относиться к создаваемым ими объектам как ко взрослым игрушкам» превратило недавнего выпускника Венецианского университета в мировую знаменитость, а кресла UP стали своего рода эмблемой триумфального прорыва сквозь заслоны академического дизайна.
Гаэтано – любитель создавать коллекции, главная цель которых – подчеркнуть индивидуальность каждого экземпляра, его непохожесть его на другие объекты той же серии: “Я стараюсь показать, что никто в мире, ни один дизайнер не может создать совершенный предмет идеальной формы или окраски. Да и не бывает ничего идеального. Достоинство каждого предмета – в его ошибках. А достоинство коллекции в целом – в том, что все вещи по-своему красивы.”
Дизайнер и философ, Гаэтано Пеше не боится экспериментировать. И каждая его работа — это отдельная история, рассказанная на языке дизайна.
В дизайне его привлекает только то, что открывает дорогу в будущее – принципиально иные формы, материалы, идеи. «Время идет безостановочно, и пока вы думаете: «Будущее…», проходит время, и будущее уже становится прошлым. Не стоит думать о времени. Время движется, оно все время разное. Так почему же мы должны быть окружены одинаковыми вещами?» – вопрошает Пеше. И каждый созданный им предмет подтверждает кредо дизайнера.
Впрочем, Пеше не заставляет людей разгадывать смысл его метафор. «Меня не волнует, понимают ли люди идею, которой я наделил стол, стоящий у них в гостиной. Главное, чтобы он им нравился», − сказал он однажды. Предметы интерьера должны улучшать жизнь, добавлять чувств и эмоций, считает дизайнер. Кстати, он не любит покупать мебель. В его нью-йоркской квартире, например, её очень мало − там стоят лишь несколько изделий, которые мастер спроектировал сам.
Дизайнер позволяет своей мебели быть несовершенной, с изъянами, неподходящими цветами. Он даже выпустил отдельную коллекцию Nobody’s Perfect (2002) с неидеальной, но дорогой дизайнерской мебелью. Такой подход заставляет покупателей переосмыслить модный сейчас перфекционизм и завышенные требования к себе. Мебель Пеше будто живая – со своими «шероховатостями», изюминкой, характером и стилем. Эмоциональный дизайн в чистом виде!