«Я вижу вокруг меня профессиональную болезнь – способность относиться ко всему слишком серьезно. Одна из моих тайн состоит в том, чтобы шутить все время», – говорил известный дизайнер и архитектор Акилле Кастильони, один из основателей итальянского дизайна. Эта способность шутить прослеживается во всех его творениях.

Он был одним из самых выдающихся проектировщиков за всю относительно недолгую, но бурную и насыщенную историю дизайна. Кастильони спроектировал ряд самых выразительных, практичных и красивых предметов нашего времени. В дальнейшем его творения дали немало работы критикам, классификаторам и исследователям дизайна.

Все дело в том, что творчество Акилле Кастильони, затрагивающее идеи модернизма, минимализма, классицизма и постмодернизма, отвергает любую из этих категорических классификаций, оставаясь сугубо индивидуальным и своеобразным.

Акилле родился в Милане в 1918 году в семье скульптора. Архитектуру он изучал в Миланском политехническом университете, который окончил в 1944 году. В это время у двоих его старших братьев – Ливио и Пьера Джакомо – уже было свое проектное бюро, где он практиковался еще во время учебы. Но через год Акилле и Пьер Джакомо стали работать отдельно от старшего брата Ливио, иногда привлекая его к сотрудничеству.

Творческий союз братьев был очень прочным и продуктивным. Но в 1968 году Пьера Джакомо не стало. За эти 25 лет их совместная работа оказала серьёзное влияние на итальянский дизайн. Они основали миланскую выставку «Триеннале» и Ассоциацию индустриального дизайна АDI, а в 1954 году учредили премию «Золотой циркуль», которая и сейчас пользуется устойчивым авторитетом во всем мире. Источником своего вдохновения Акилле Кастильони видел весь мир. Он смотрел на то, что его окружало, как на богатый каталог объектов, которые могут обеспечить дизайнера необходимыми идеями. В его личной коллекции было много повседневных объектов, которые дизайнер находил и собирал в течение всей жизни. Девизом творчества Кастильони стало утверждение: «Дизайн подразумевает наблюдение».

Предметы повседневности не только вдохновляли дизайнера, но и часто служили непосредственно материалом для новых объектов. Например, в 1957 году совместно с Пьером Джакомо был изготовлен вертящийся стул для телефонных разговоров – Sella (Седло).

В его основе велосипедное седло, насаженное на розовый металлический стержень, основанием которого служит чугунная полусфера. Общая высота стула – 71 см., но она способна регулироваться. После этого изобретения к Кастильони приклеили неподходящий ему ярлык дадаиста (франц. «dadaisme», от «dada» – деревянная лошадка; в переносном смысле – «бессвязный детский лепет»).

Помимо мебельной сферы, Кастильони очень много работал в области дизайна света, сотрудничая с такими известными производителями, как Arteluce, Flos, Fontana Arte. Светильники, спроектированные для них, принесли ему подлинную славу.

Если до этого момента вам никогда не приходилось видеть или слышать о стульях Sella и Mezzadro, то образ лампы Arco, созданной Аккилле Кастильони совместно с братом, наверняка вам встречался. На это творение Аккилле вдохновил… обычный уличный фонарь. Работая над дизайном данного светильника, Акилле хотел совместить в одном предмете функции торшера и подвесной лампы.

Лампа Arco представляет собой светильник, висящий на длинной дуге, которая крепится к мраморному блоку весом 65 кг. Изогнутая телескопическая штанга лампы регулируется по длине. С помощью регулировки плафона можно задать направление света. По всему миру были проданы тысячи этих ламп. Сегодня такой светильник можно найти в каждом третьем интерьере.

Другая группа объектов, созданных Кастильони, – это объекты, которые были подвергнуты изменениям и получили благодаря новому дизайну необычное решение. Например, к этой группе можно отнести складной кофейный столик Cumano, созданный в 1979 году. Здесь явно прослеживается прием Кастильони: он выбирает объект, который существует десятилетиями, а иногда веками, и изменяет его согласно новым технологиям и требованиям современной жизни.

Так дизайнер взял классический маленький кофейный стол и, введя складное соединение, сделал его складным. Также он проделал небольшое отверстие в столешнице, чтобы стол было удобно брать при переноске или даже повесить на стену в качестве декоративного элемента.

Кофейный стол Basello из той же серии. В нем 2-3 полки нанизаны на ножку, что позволяет им вращаться вокруг оси. По подобному же принципу организована и книжная полка Joy: семь полок собраны на единую ось и могут вокруг нее свободно вращаться. Таким образом, повернув все полки в одну сторону, конструкцию можно поставить вдоль стены или, развернув полки в стороны, поместить ее в центре комнаты.

Дизайнерские идеи Кастильони используют такие фирмы как: Alessi, Bernini, Brionvega, Cassina, Danese, De Padova, Flos Fontana Arte, Fusital, Ideal Standard, Interflex, Kartell, Lancia, Marcatre, Olivetti, Up & Up, Vlm, Zanotta и другие.

Четырнадцать работ Achille Castiglioni выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Есть его работы и в музеях Лондона, Монако, Праги, Иерусалима, Гамбурга, Денвера, Цюриха и других городов мира.
Он является обладателем девяти наград премии «Compasso d’Oro» и множества других международных призов. Кроме того, его личные выставки проходили в различных музеях всего мира.
В 1995 году его работы были выставлены в Барселоне, в Милане на Международном салоне мебели; и в Галереи современного искусства в Бергамо в 1996 году; в 1997 году в Музее дизайна Vitra и в Музее современного искусства в Нью-Йорке; в 1998 году в Музее современного искусства в Токио.

 

Акилле Кастильони — легенда итальянского дизайна