Если представить историю фабрики Zanotta в предметах, это будет череда икон дизайна, без которых окружающий мир выглядел бы иначе. В конце 1960-х трое молодых итальянских архитектора были одержимы идеей: создать сиденье-мешок, наполненное шариками полистирола. Пьеро Гатти, Чезаре Паолини и Франко Теодоро обивали пороги мебельных фабрик. Хозяева недоуменно пожимали плечами, и только один смельчак Аурелио Дзанотта ухватился за странный проект. С 1954 года он владел фабрикой, производившей качественную, но по сути рядовую мебель. В 1968 году Zanotta выпустила грушевидное кресло под названием Sacco (в пер. с итал. — «мешок»). Модель стала мегапопулярной у поколения хиппи (а восемь лет назад, пышно отпраздновав сорокалетие, получила целый гардероб из модных чехлов). Потом было надувное кресло Blow из прозрачного пластика, долго остававшееся визитной карточкой марки. Внезапная популярность этих моделей означала появление нового вида сидений — бескаркасных кресел и нового этапа в понимании индустриального дизайна: мебель перестала быть буржуазной и чопорной. Аурелио Дзанотта обладал уникальной интуицией. Он не только продвигал новинки, но и отбирал из дизайнерских архивов актуальные вещи. Примерами могут послужить кресло Ardea архитектора Карло Моллино или его же стол Cavour, разработанные в 1940-х. В мебели Zanotta воплощено то, что позднее назвали made in Italy — феноменом итальянского дизайна.

Фабрика Zanotta S.p.A. была основана в 1954 году. Сегодня Zanotta S.p.A  располагается в Миланском предместье Нова Миланезе (Nova Milanese, Italy), производство развивается по четырём основным направлениям: мягкая мебель, столы, стулья и мебельные аксессуары. Технологии, используемые в производстве, и материалы — самые разнообразные: термопластические смолы, сталь, алюминий, хрусталь, мрамор, дерево, кожа и ткань в сочетании с полиуретаном и гусиным пухом в мягкой мебели. Многие технологии специально создаются для того или иного типа мебели.

«50-60-е годы стали для производства мебели и предметов интерьера годами интенсивного созидания. Некоторые производства, сейчас играющие ведущие роли в мире дизайна и заработавшие мировую славу, ещё тогда догадались, как разрешить главную — производственную проблему дизайна: как можно выгодно для себя производить предметы культуры».   Aurelio Zanotta

Около 10 лет Zanotta производила простую мебель, но с 60-х годов она становится одним из лидеров итальянского мебельного дизайна. Благодаря интуиции и необычайным способностям Аурелио Дзанотта родились десятки предметов, символичных как с точки зрения формальной новизны, так и технологии. И все они имели громадный успех.

Первая встреча с дизайном произошла в Лондоне в 1965 году. Вилли Ландельс (Willie Landels), издатель по профессии, придумал для собственного использования кресла без жёсткой структуры — из полиуретановых блоков, склеенных между собой. Дзанотта решил поставить их выпуск на промышленную основу. На Миланском Салоне 1966 года диваны и кресла Throw Away Вилли Ландельса имели грандиозный успех, а на выставке M.I.A. в 1970 году получили золотую медаль.

Материалы для мебели Zanotta различны и по своим свойствам, и по облику. Мастера используют практически все, из чего только можно творить! Сталь, алюминий, металлы, кожа, текстиль, древесина, хрусталь, мрамор, смола, пух – это лишь немногие материалы, которые идут для производства предметов интерьера для Zanotta. Большинство предметов мебели Zanotta создается с применением ручного труда дизайнеров, это делает ее практически уникальной. Такую мебель нельзя назвать фабричным тиражом — а только декоративным искусством. В своей работе мастера умело сочетают и комбинируют современные технологические разработки со старинным итальянским ремеслом и промыслом. Это можно заметить в использовании мозаики, ручной росписи поверхностей мебели и в инкрустациях. Качество и креативный дизайн – вот два «кита», на которых базируется успех фабрики Zanotta! Но где же третий кит? А третьим китом можно смело назвать мастерство и талант сотрудников бренда: дизайнеров, технологов, менеджеров, управляющих, да и простых рабочих, ведь каждый из них вносит свою лепту в создании очередного хита от Zanotta!

Интересны некоторые случаи создания «исторических» предметов. Стол Marcuso среди наиболее известных проектов, реализованных Zanotta. Идея возникла после того, как автомобильный концерн FIAT стал использовать специальную технологию для крепления замков на ветровых стеклах «FIAT -124», известных у нас как первая модель «Жигулей». Когда этот стол продемонстрировали публике на выставке в Милане, посетители обходили его стороной, полагая, что ножки стола никак не закреплены. Этот стол стал ярким примером использования новых производственных возможностей, только опробованных в автопромышленности, для достижения максимальной технологичности продукции. К столу термическим способом были припаяны четыре круглых металлических пластинки, а уже к ним привинчены ножки. Таким образом, место крепления ножек оставалось совершенно незаметным.

В узких кругах известно, что Аурелио Дзанотта, будучи человеком незаурядного ума, богатой фантазии, сам придумал этот стол, как и многие другие предметы, которыми теперь гордится мир итальянского дизайна. Через некоторое время после демонстрации стола Marcuso у Аурелио раздался звонок Марко Дзанузо (Marco Zanuso), и между ними состоялся примерно такой разговор:

— Чао, Аурелио. Говорят, я придумал новый стол..?

— Чао, Марко. Это действительно фантастический дизайн.

— Почему же ты сам не подписался под ним?

— Марко, ну кто знает меня, я просто директор фабрики. Твоё же имя известно всем, и эта вещь действительно стоит того, чтобы выйти из-под твоей руки.

— Ну хорошо, спасибо, только в следующий раз хотя бы предупреди заранее.

Иногда звонил и Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass), увидев где-нибудь на выставке свою фамилию под названием новинки от Zanotta. И опять Аурелио приходилось оправдываться: «Извини, Этторе, не было времени тебя предупредить, мы работали до последнего дня. Но всё равно поздравляю тебя с успехом твоего нового комода».

«Практически всё можно сделать, если не принимать во внимание фактор стоимости. Но любой предмет, будь он прекрасен или создан по передовой технологии, за некоторым верхним пределом цены исчезает с рынка. Этот фактор нужно всегда иметь в виду».    Aurelio Zanotta

Сегодня бразды правления у сына Аурелио — Мартино Дзанотты. Он держит курс, выбранный отцом, который считал, что «мебельная индустрия должна предугадывать запросы будущего, а не ограничиваться пассивным спросом». В 2016 году перевыпуском модели Fenice архитектора Пьеро Боттони бренд Zanotta продолжил традицию возрождения шедевров мирового дизайна. Кроме того, на Миланском мебельном салоне наряду с «Фениксом» был представлен очередной оммаж Моллино — новая модификация стола Reale. Важно, что компания не просто возобновляет выпуск того или иного предмета, но адаптирует его к требованиям нашего времени, используя технологии и материалы последнего поколения. Так, стол Fenice, изначально выполненный из бетона, теперь изготовлен из материала Polimex® с цементно-акриловым покрытием и обработан грязеотталкивающими средствами с нанотехнологической защитой на основе диоксида титана. В актуальную коллекцию марки входят столы и стулья, журнальные столики и книжные полки, обширная программа мягкой мебели и кроватей, а также вешалки, пепельницы и прочее. В ней на равных присутствуют вещи классиков — Акилле Кастильони, Этторе Соттсасса, Марко Дзанузо, Гае Ауленти, созданные в 1940-80-х гг. Zanotta — одна из редких фабрик, которая каждый год открывает новые имена: британец Дэмиен Вильямсон, финн Мика Толванен, итальянцы Алессандро Дубини, Сальваторе Индриоло, Федерика Капитани, живущий в Амстердаме австриец Франк Реттенбахер. Новое не вступает в противоречие со старым. Наоборот, все эти разноплановые предметы выдержаны в одном вкусе: те же выразительность и точность линий, легкость, отсутствие пафоса, верный выбор материала. Zanotta использует как высокотехнологичные пластики и модные композиты (например, кристалплант), так и великолепную кожу.

«Возможно, будет преувеличением говорить о продукции одной лишь фирмы, как о микромодели всей истории проектирования мебели. Не имеет смысла полагать, что продукции только Zanotta отражает абсолютно все взлёты истории дизайна. Но нужно принять с должным вниманием тот факт, что без многих предметов, созданных фабрикой Zanotta, невозможно было бы написать эту историю».   Эмилио Амбаш

Одним словом, приобретение мебели от фабрики Zanotta – это инвестиция в стильный облик Вашего дома!

Zanotta: мебель, которая изменила мир